Центр психологического консультирования и детского развития "Грааль"

Меню сайта
Категории раздела
Для мам и пап [29]
Для всех взрослых [55]
Для детей [3]
Книжная полка [5]
Книги от логопеда [4]
Объявления
Материалов за текущий период нет.
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Для мам и пап

Каналы репрезентации
03.04.2010, 07:24

  Оказывается, все дети предпочитают использовать для познания мира и самовыражения преимущественно один из основных каналов связи: слово, знак, цвет или звук. Это во многом связано с тем, какое полушарие доминирует в мозгу у малыша: левое (аналитическое) или правое (интуитивно-образное).

  Хотя, конечно, не стоит стремиться впихнуть малыша в прокрустово ложе психологической классификации. Просто попытайтесь определить: что можно сделать, чтобы понять своего ребенка.

Ребенок слова

   Он очень рано начинает говорить, причем не пытается имитировать отдельные слова, а стремится воспроизвести поток речи, из которого постепенно начинают выделяться слова. Обладая не по возрасту развитой речью, малыш стремится к общению со взрослыми, но если у него есть братья или сестры погодки, может надолго задержаться на стадии «своего» языка, на котором они будут вести друг с другом долгие таинственные беседы. Внимательно выслушивайте лепет малыша, отвечайте ему без сюсюканья и упрощения, грамотным языком, как будто немного опережая его речевые и пси­хологические возможности. Ваш кроха, как никто другой, с младенчества нуждается в задушевных разговорах, интеллектуальных беседах или болтовне ни о чем. Хотя «ребенок слова» рано и без особого обучения начинает читать самостоятельно, он обожает, когда ему читают вслух и еще долго нуждается в этом. «Словесные» дети довольно легко осваи­вают иностранные языки методом погружения, но вот традиционная методика, построенная в основном на заучивании грамматики и слов, для них не подходит. Если есть такая возможность, постарайтесь отдать своего кроху на хорошие курсы, где занятия ведут носители языка. Нельзя сказать, что у таких малышей нет математических способностей. Но именно у «детей слова» чаще всего возникают проблемы с точными науками. Стоит еще до школы познакомить ребенка с понятием числа и количества, научить его основным навыкам устного счета (в этом вам очень помогут математические пособия типа «Моя первая тысяча»). Главная проблема «детей слова» — увлечение тек­стом задачи. Покажите своему малышу, как можно уйти от текста, например, при помощи таблицы или схемы. «Ребенок слова» очень доверчив: слово для него настолько весомо, что ваш кроха будет до последнего искренне верить в Деда Мороза или волшебную палочку, если вы убедите его в их существовании. Но при этом именно среди таких дети­шек встречаются просто виртуозные врунишки, которым наивно верят даже искушенные взрослые. В принципе такое вранье невинно и бескорыстно. Если ребенок счастлив, у него есть друзья и возможность заниматься творчеством, вранье пройдет само собой. Если вашему малышу посчастливится и он найдет себе приятеля такого же склада характера, они будут с наслаждением играть в хитроумные игры и подолгу беседовать на самые разные темы. Если настоящий друг в жизни не встретится, будьте готовы к появлению «виртуального» приятеля, о жизни и приключениях которого вам придется слушать не один год. В этом нет ничего страшного, но если ваш малыш уж слишком погрузился в воображаемый мир, постарайтесь подыскать для него достойную компанию. Такие дети начисто лишены азарта и редко добиваются спортивных успехов, не интересуются играми, построенными на соревновании.

Ребенок знака

   Это полная противоположность «ребенку слова». Он не торопится с речью: по­малкивая до поры до времени, накапливает информацию о языке, зато потом почти сразу начинает говорить фразами. Но вам все равно нужно беседовать с крохой: ведь ему необходимо как следует «изучить» язык. Побольше читайте молчунам: они обладают великолепной памятью и, заговорив, вскоре начнут рассказывать стихи и сказки, которые слышали давным-давно. «Дети знака» очень редко испытывают трудности при обучении чтению, но иногда им нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Маленькие аналитики обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, увлекаются литературными парадоксами в духе Кэрролла и Милна. Практически все дети этого типа любят читать энциклопедии. Следите, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу и не затормозили его эмоциональное развитие. Стихия «детей знака» — карты и таблицы. И лучший способ научить их чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. «Дети знака» обожают придумывать тайные государства, им нравятся сложные логические игры. Научите своего маленького умника играть в шахматы, и, пока вы не перестанете интересовать его в качестве противника, у вас будет прекрасный повод для регулярного общения со своим чадом. «Ребенок знака» без труда выучивает иностранный язык, с легкостью усваивает грамматику. Правда, навыки устной речи на иностранном языке такие дети приобретают довольно медленно. «Дети знака» — прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микро­схемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, определите их как можно раньше в кружок юных техников. Малыши этого типа крайне азартны, их следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они склонны подолгу просиживать перед экраном. «Ребенок знака» любит музыкальные занятия: ему легко дается нотная грамота, доставляет удовольствие овладение сложным инструментом, но такие дети редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы. Не надо думать, что эти малыши — законченные прагматики. Они мечтают о далеких путешествиях, полетах в иные миры. За неимением лучшего, отправляются исследовать окрестные чердаки и подвалы. Примирить их с действитель­ностью может геологический кружок или туристическая секция. Кроме того, благодаря азарту и воле к победе они могут стать отличными спортсменами. «Дети знака» не склонны что бы то ни было принимать на веру, здравый смысл не позволяет им долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если, получив от вас авторитетный ответ на вопрос, чадо отправится сверять его с энциклопедией. Хотя их комнаты и письменные столы выглядят как вулканы после извержения, в этом хаосе есть тщательно проду­манная закономерность, и нет худшего наказания для малыша, чем заставить его «разложить все по местам» или тем более «выбросить сейчас же всю эту дрянь». Эти дети обожают все, что помо­гает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них станут компас, бинокль или микроскоп. Такие дети очень педантичны, честны и пунктуальны. Они буквально понимают все что им говорят (ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте сдержанны, критикуя их, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать эмоциональных оценок.

Ребенок звука

«Ребенок звука» — это совершенно особый мир. Едва появившись на свет, он заявляет о своей артистичности и неординарности. Обладая великолепным слухом, малыш копирует любые звуки — от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха с мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для бабушки приберечь что-нибудь особенное. Поэтому не забывайте старую истину, что ко­роля играет свита. Это поможет вам скорректировать непростое поведение малыша. И не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ злодея, а назавтра за­хотело поиграть в ангела или инсценировать комедию «Мнимый больной». «Ребенок звука» рано начинает говорить, но не слишком заботится о качестве речи, может долго сюсюкать и коверкать слова. Такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Они обычно любят, когда им читают вслух, обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но довольно поздно начинают читать сами: для «детей звука» звучащее слово гораздо важнее, чем написанное. У малыша могут возникнуть проблемы при обучении чтению и письму. Чтобы их избежать, можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются  на различные мелодии. Но иногда «дети звука» не выносят схемы и таблицы (а они очень важны при этой методике), тогда не настаивайте. Малыш освоит гра­моту, хотя и чуть позднее других детей, а насилие в общении с чувствительными «детьми звука» неприемлемо. Впечатлительный «ребенок звука» не любит ужастики и захватывающие приключения, ему больше по душе книжки типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов». Но если вы не будете форсировать события, придет время для «Острова сокровищ» и «Трех мушкетеров». У «ребенка звука» образное мышление доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки и логики, он может отставать от сверстников. Не расстраивайтесь: у него есть такие дарования, которые даны не многим. И со временем он нагонит и даже перегонит сверстников. Нужно только, что­бы в раннем детстве ему не привили отвращения к учебе. Малышу необходимы поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к его не­удачам и стараться адаптировать стандартную программу к нестандартному мышлению своего ребенка. «Дети звука» легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают ими. Идеальным вариантом для них были бы прогулочные группы, в которых говорят на иностранном языке. Другой гораздо более доступный вариант — кассеты с мультиками и песенками на иностранных языках. «Ребенок звука» с легкостью схватывает на слух любые объяснения. Кроме того, он необычайно музыкален и артистичен. Его с радостью встретят в музыкальной или танцевальной школе. Но не торопитесь с этим: одаренного ребенка учитель будет гнать вперед. Начав учиться музыке в пять лет, к семи годам он будет вынужден играть произведения, к исполнению которых не готов ни морально, ни физически. Кроме того, участие в конкурсах и концертах может привести и без того неуравновешенного малыша к нервным срывам. Если ребенок жить не может без музыки, запишите его в хоровую студию (там нет жестких требований), фольклорный коллектив, отдайте заниматься танцами по системе Дункан. Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Обычно это театр одного актера, который одновременно будет и режиссером. У «детей звука» великолепная слуховая память, они помнят десятки стихотворений и песен и с удовольствием демонстрируют свои таланты. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы. Если кукол не окажется, они разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры или прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Ребенок цвета

   Эти малыши, кажется, рождаются с карандашом в руках и тут же начинают покрывать шедеврами все доступное им пространство: обои, пол и собственный живот... Вообще хорошо рисуют все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и учителя). Но именно для «ребенка цвета» рисование — главный канал связи с миром. Как ни странно, именно про этих детей часто говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся передавать сходство с реаль­ным предметом. Если им не мешать, они долго остаются абстракционистами, но у них с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они с легкостью овладеют художественной техникой. Если музыке детей надо начинать учить достаточно рано, то с рисованием все наоборот. До двенадцати лет не стоит показывать детям профессиональные приемы рисунка и живописи, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать соблюдения пропорций. Детский рисунок — это отражение слож­ных психических процессов, вторгаясь в них, мы можем отбить у малыша жела­ние заниматься творчеством. Порой это даже приводит к эмоциональным срывам. Вообще же «дети цвета», как правило, уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Может, потому, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он, вряд ли, доставит своим родителям много хлопот. «Ребенок цвета» обычно молчалив и не очень рано начинает говорить, ведь речь для него — не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом и кистью или возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что благотворно влияет на развитие речи. Видимо, именно поэтому у много рисующих детишек редко встречаются серьезные логопедические дефекты, они легко овладевают чтением и без особых проблем учатся письму. Такие дети обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им нужны красочные словари и атласы, качествен­ные наглядные пособия, необходимы яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, хорошие учебные фильмы. Хотя «ребенок цвета» может много и с увлечением читать, чтение для него — лишь материал для творчества, источник вдохновения. «Дети цвета» обожают мастерить и в са­мые немыслимые предметы и материалы ухитряются вдохнуть жизнь и превратить их в произведение искусства. Родителям нужно научиться видеть шедевры малыша его глазами и восхищаться ими. Маленькому художнику просто необходимо общество себе подобных, поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный и талантливый педагог создаст неповторимую творческую атмосферу, придаст вашему малышу уверенности в себе. Но следите, чтобы педагог не исправлял работы и не заставлял детей что-то копировать, раскрашивать или рисовать «по-взрослому».

Мы все неповторимы Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безо­говорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет скорее о том, какой ка­нал восприятия и выражения является для ма­лыша доминирующим, определяет его лич­ность. Может случиться, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов, или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтверждает, что каждый человек уникален и не укладывается ни в ка­кие схемы. И достаточно внимательно и с лю­бовью понаблюдать за ним, чтобы понять, ка­кой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная личность.

Ася Штейн

Подготовлено по материалам журнала «Мой ребенок»  

Категория: Для мам и пап | Добавил: Токсюр
Просмотров: 591 | Загрузок: 0
Поиск
Наш опрос
Вам приходилось обращаться к психологу?
Всего ответов: 347
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024