Центр психологического консультирования и детского развития "Грааль"

Меню сайта
Категории раздела
Для мам и пап [29]
Для всех взрослых [54]
Для детей [3]
Книжная полка [5]
Книги от логопеда [4]
Объявления
Материалов за текущий период нет.
Наши новости
[01.01.2018][На правах рекламы]
Проекты 2017-2018 учебного года
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Для мам и пап

Развитие ручной ловкости у детей с нарушением речи в игровых упражнениях с мячами
28.10.2016, 06:26

Работе по развитию моторики кистей и пальцев рук, ручной ловкости должно придаваться особое значение в комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее и психическое развитие ребенка: формируется предметное мышление (И.М.Сеченов), «мышление в действии» (И.П.Павлов), – но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей.

Важным средством развития тонкой моторики рук наряду с активно используемой в настоящее время в логопедической практике пальцевой гимнастики могут служить также упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые им. В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств и назначения, а также обозначение положения в пространстве, последовательности и характера выполняемых действий способствуют освоению родного языка и развитию собственной речи ребенка.

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий со спортивной атрибутикой, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.

Для развития тонкой моторики рук в нашей практике используется разнообразный спортивный инвентарь и некоторые другие мелкие предметы (игрушки): скакалки, гимнастические палки, малые и большие мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.

Знакомство детей с новыми двигательными упражнениями, начальное освоение моторных действий с предметами осуществляется на уроках физической культуры, для чего в структуре занятий отводится специальное время. Для дальнейшего формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются разнообразные формы занятий по физическому воспитанию: уроки физкультуры, внеурочные формы работы в режиме дня (гимнастика до занятий, физминутки, подвижные игры во время прогулки), занятия ЛФК, спортивные часы и подготовка к спортивным праздникам. Для педагогов, проводящих эти занятия, и родителей учащихся нами проводятся циклы бесед, даются консультации по поводу особенностей тонкой моторики рук детей, видов работы по ее развитию, характера возможной помощи ребенку при освоении того или иного конкретного упражнения с мелкими предметами, трудностей, возникающих у детей при овладении некоторыми движениями. Кроме того, даются рекомендации по использованию необходимого речевого материала при освоении ребенком манипуляций с предметом.

Значительное место в работе с детьми по развитию ручной ловкости мы отводим упражнениям с малыми и большими мячами. Для проведения занятий нами используется несколько наборов малых мячей: разных по размеру (диаметром 4-7 см), материалу (резиновые, пластмассовые, матерчатые), по фактуре (полые и набивные) и назначению (теннисные, хоккейные и др.).

Разнообразие набора малых мячей позволяет, во-первых, использовать те или иные из них в зависимости от коррекционных задач и индивидуальных возрастных особенностей ребенка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать предметы (мячи), осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащая тем самым свой конкретно-чувственных опыт; в-третьих, в процессе упражнений проводится специальная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ребенка: дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предмета, а позднее могут самостоятельно дать развернутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

Освоение предметных действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук представляет значительные трудности. Иногда даже кажущиеся простыми действия с предметами вызывают у детей затруднения. Поэтому от первичного ознакомления ребенка с новым движением до его полной автоматизации проходит иногда значительный отрезок времени.

Для более «мягкого» вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости с помощью малых мячей мы используем на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций утяжеленный мешочек. Такой мешочек изготавливается из прочной ткани размером 10х10 см, или 8х8 см и наполняется сыпучим материалом (желательно не песком), мешочек тщательно зашивается. Наполнять мешочек не следует слишком плотно, он не должен быть тугим.

 Использование мешочка на этапе первичного овладения ребенком двигательным навыком более эффективно по сравнению с мячом: мешочек удобнее ловить одной рукой. При падении на пол мяч подпрыгивает и укатывается, что создает нежелательные затруднения, а с мешочком таких неудобств не возникает, Мешочек «льнет» к ладони, ребенок лучше чувствует его в руке. По мере овладения ребенком навыками манипуляций с помощью мешочка можно переходить к обучению его действиям с другими предметами.

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля), темп движений и степень их сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организацию занятий (под контролем и самостоятельно; индивидуально, в парах или в составе группы),                    

Приводим примерные наборы упражнений с малыми мячами разной направленности, используемые нами для развития ручной ловкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи.

Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, мяча и др.)

1. Основная стойка, малый мяч (далее – мяч) в правой руке. На счет 1-2 – руки в стороны – вдох, 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мяч переложить в левую руку – выдох То же, мяч в левой руке.

2. Стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. На счет 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей, переложить мяч в правую руку за правой пяткой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (и.п.). То же, но наклон к левой ноге.

3. Основная стойка, мяч в правой руке. На счет 2 – руки в стороны; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мяч под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – и.п. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

4. Положение сидя, ноги врозь, мяч в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мяч в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.

5. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мяч в правой руке. На счет 1-2 – колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мяч в левую руку; 3-4 – и.п. То же, но мяч в левой руке.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом)

1. Стойка ноги врозь, мяч в правой руке, на счет 1 – подбросить мяч перед собой, 2 – поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мяч в левой руке.

2. Стойка ноги врозь, мяч в правой руке. На счет 1 – подбросить мяч перед собой, 2 – сделать хлопок, 3 – поймать мяч двумя руками, 4 –пауза. То же, но делать два хлопка. То же, мяч в левой руке.

3. Стойка ноги врозь левой, мяч в правой руке. На счет 1 – подбросить мяч правой рукой, 2 – поймать его левой, 3 – переложить в правую, 4 – пауза. То же, мяч в левой руке. То же, без паузы в виде серии бросков.

4. Стойка ноги врозь, мяч в правой руке. На счет 1-4 – подбрасывать мяч и ловить правой рукой; то же левой рукой.

5. Стойка ноги врозь, мяч в правой руке. На счет 1 – подбросить мяч правой рукой, 2 – поймать левой; 3-4 – наоборот.

Упражнения в жонглировании двумя предметами, работают обе руки

1. Стойка ноги врозь левой, В обеих руках по мяч. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх и ловля его. То же одновременно двумя руками.

2. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх, за время его полета переложить мяч из левой руки в свободную правую и освободившийся левой рукой поймать падающий мяч, выдержать паузу. То же без паузы, сериями (левой рукой ловить, а правой одновременно бросать – «Каскад»; то же, начиная с левой руки).

3. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево, затем после короткой паузы бросок левой рукой                 мешочка вверх по дуге вправо под первый мяч, который еще в воздухе (перекрест траектории), первый мяч ловит левая рука, второй – правая, сделать паузу. То же, но бросок начинать левой рукой. То же, но без остановок, непрерывно.

Упражнения в жонглировании двумя предметами, работает одна рука

1. Стойка ноги врозь левой. В правой руке два мяча. Бросок  вверх по неширокой дуге наружу сначала первого мяча, вслед за ним второго с таким расчетом, чтобы успеть переместить кисть руки навстречу падающему первому мячу, мягко поймать его и, отведя руку в исходное положение, продолжить броски. То же левой рукой.

2. То же, но бросать мяч в обратном направлении – по траектории вверх-внутрь. То же левой рукой.

3. В правой руке два мяча. Быстро перемещая согнутую в локте руку перед собой вправо и влево, бросать мячи поочередно вертикально вверх, ловить их и снова бросать вверх, Высота подбрасывания мячей должна быть одинаковой. То же левой рукой.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета

1. Дети стоят по кругу друг от друга на расстоянии, позволяющем согнутой в локте рукой свободно передавать (принимать) мяч, у каждого второго в руках мяч. Передача мячей по кругу вправо (влево) по сигналу. Принимающий перекладывает мяч из одной руки в другую руку и передает по кругу рядом стоящему. То же с различными заданиями на слуховое внимание.

2. Дети сидят по-турецки по кругу, у каждого второго в руках мяч.  Передача мячей друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается.

3. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мячом в руках. Подбрасывая мяч вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мяч. Поймавший становится водящим.

Обучая манипулированию предметами, педагог должен обращать внимание детей на особенности выполнения движений. Так, подбрасывание предмета вверх нужно выполнять согнутой в локте на уровне пояса рукой, повернутой ладонью вверх. Перед движением руки вверх для броска необходимо сделать бросающей рукой небольшой замах снизу. При ловле надо быстро подвести ладонь под падающий предмет и, мягко слегка опуская руку (как бы уводя руку от предмета, а не делая движение навстречу ему), охватить его пальцами в момент соприкосновения с ладонью. Подбрасывать предмет нужно немного выше головы (этой высоты вполне достаточно при манипулировании одним – тремя предметами). Взгляд ребенка во время манипуляций должен фиксироваться в верхней точке, достигаемой подбрасываемым предметом, а не следить за траекторией его полета, тем более не переводить взгляд на ладонь ловящей руки. К этому надо приучать детей с первых же занятий.

Каждое упражнение необходимо отрабатывать с особой тщательностью, добиваясь правильного выполнения всех составляющих его компонентов и соблюдения условий, от которых зависит чистота и правильность выполнения. Такой подход обеспечит ребенку в дальнейшем успешное освоение более сложных ручных двигательных навыков.

Освоение ребенком любого упражнения должно проходить одновременно с его осознанием условий, обеспечивающих правильность выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет показа педагогом образца правильного выполнения движения и неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках двигательной задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать двигательную задачу во внешнем, а затем внутреннем плане, давать словесный отчет о выполняемых движениях.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжеленными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами, матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т.д.

Освоенные упражнения с предметами рекомендуется вводить в другие виды физических упражнений, в подвижные игры, состязания и т.д. Например, выполнение детьми упражнений с предметами во время ходьбы (спокойного бега) или упражнений в равновесии на гимнастической скамейке, когда они сопровождаются одновременной манипуляцией одним-двумя мячами. Такие комбинированные упражнения, как показывает наша практика, становятся возможными после двух-трех лет систематической работы с младшими школьниками речевой школы. Подобные упражнения с усложнением двигательной задачи закрепляют моторные навыки детей в измененных условиях: совершенствуют их зрительно-пространственную ориентировку в сочетании с динамической и сенсомоторной координацией; развивают темно-ритмическую организацию движений, что весьма важно для различных видов деятельности; обогащают сенсомоторный опыт ребенка в целом; наконец, содействуют коррекции и развитию основных физических качеств детей.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы. Дети с увлечением работают с мелким инвентарем на различных занятиях, продолжают самостоятельно совершенствовать свое «жонглерское искусство» в свободное от занятий время и в домашних условиях. Они с гордостью демонстрируют товарищам и родным свои возможности и достижения в ручной ловкости.

Категория: Для мам и пап | Добавил: Токсюр
Просмотров: 378 | Загрузок: 0
Поиск
Наш опрос
Вам приходилось обращаться к психологу?
Всего ответов: 334
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2018