Центр психологического консультирования и детского развития "Грааль"

Меню сайта
Категории раздела
Для мам и пап [29]
Для всех взрослых [54]
Для детей [3]
Книжная полка [5]
Книги от логопеда [4]
Объявления
Материалов за текущий период нет.
Наши новости
[01.01.2018][На правах рекламы]
Проекты 2017-2018 учебного года
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Для всех взрослых

Кое-что о куколках.
16.07.2011, 06:03
Слово о народной игрушке
 выдержка из материала Татьяны Северской из Югры        
"Если оглянуться на прошедший век, то мы увидим: тема игры была ключевой. К ней обращались все великие философы и писатели. Игра  основа жизни: проигрываются свадьбы, крестины, похороны. все ритуалы  своеобразные игры, и у каждого свои "игрушки”. Это серьёзно. Но если даже не углубляться в сакральные темы, вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек мало, просто живы были народные заповеди: игрушка  живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.
Конечно, в век штампованных бездушных пупсов и покемонов игрушка перестала нести такой смысл, но и сегодня в нормальной семье, не  изувеченной цивилизацией, ребёнок пожалеет плюшевого мишку без лапы, не выкинет его. Народная северная игрушка  это особый мир, связанный с вхождением человека в жизнь. Он ещё очень уязвимый, слабый и беззащитный. И игрушка имела массу функций. Первая  оберега.
Мальчику при рождении мастерили лук, маленький, но настоящий. Девочке  куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь В моей коллекции кукол сохранилась одна из самых древних, у которой головка из утиного клювика. Это неслучайно: в обско-угорской мифологии водоплавающая птица связана с богиней плодородия, покровительницей женщин Калтащ. Считается, это она давала жизнь, решала, какой душе вселиться в тело новорождённого. Кроме того, у северного народа с птицей связано представление о душе, то есть о верхнем мире. А с водоплавающей, помимо этого, ещё и связь с нижним миром  землёй. Поэтому птичий клювик, частичка птицы  образ, в котором сконцентрировались все представления о мире. Кукла  - это миф в свёрнутом виде. И важно, что этот образ водоплавающей птицы, у всех народов Севера основополагающий, заменял самую важную часть человека  голову. Потом уже в каждом регионе куклу наряжали по-своему: свои орнаменты, свои навыки. Но духовный символ  один. Со временем появилась ткань, головку куклы стали сворачивать из тряпочек. Но мировоззренческие запреты и условности оставались прежними  нельзя изображать лицо. Если нарисовать глаза, они уже смотрят. Кукла превращается в живую. Через глаза могут вселиться духи  не только добрые, но и злые. Они причинят вред ребёнку. Кроме того, у северных народов игрушки делались из любого подручного материала, потому что ничего нельзя выкидывать. Выкинешь косточку,  обидится целое, живое. Кости птиц и рыб, дерево, шкурки, лапки, зобы и пузыри  все эти, казалось бы, ненужные вещи помогали ребёнку познавать мир. Из костей головы щуки, к примеру, получалась целая головоломка,  каждая косточка на что-то похожа. Это  игрушка-загадка. Игрушка  благодатный, богатейший пласт культуры.
В этом году мне показала мастерица Майя Покочева, молодая девушка, дорожную куклу-свёртку. Из платка за несколько минут сворачивается мягкая игрушка, её дают ребёнку в дорогу, такая кукла не сломается, не поранит малыша при тряске. Зоя Лозямова показала куклу из беличьей шкурки. Положишь  белочка: ушки, глазки,  лапки, поставишь  кукла: лицо в обрамлении мехового капюшона, сах меховой с орнаментом. Эта кукла  просто произведение искусства.
Было в этом году и потрясение. У северных народов существует запрет на изображение медведя. Он  человек, хозяин. Но на семинаре мне показали игрушку из утиного клювика со шкуркой. Шкурка свёрнута, как сворачивали на медвежьем празднике шкуру медведя, а сверху, как медвежья голова, лежит утиный клювик в платочке. Игрушка называется "Медведь”. Пока для меня эта игрушка  загадка, её ещё следует осмыслить".
(Цитата взята с информационного ресурса: Миф в свернутом виде www.kominarod.bip.ru/php/news)
«Рассмотрим каждого из нас - одушевлённое существо - как куклу, изготовленную богами: что бы не побудило их на это  – желание избавиться от нас или найти серьёзное приложение  своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду!» Платон.
Кукла-воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным, обещающим чудо. Как писал А.Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли ». Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла- образ, кукла- аллегория, кукла –произведение искусства продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно обращенное к заветному миру детства, а другое напоминающее о псевдожизни и двойственности. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рожденное исходящей от них неотразимой и порой пугающей, неизъяснимой, но действенной и притягательной магической силой. Может быть дело в том, что в истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Если верить мифам, кукла появилась ещё даже раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюйва лепила человечков.
Случилось это очень давно, совсем молодая Земля только, что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле блуждала Нюйва. Как – то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на Землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти голые создания окружили Нюйву, стали танцевать и радостно кричать, а после разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, но потом успокоилась и продолжила свою работу. Она увлеклась и всё лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён…
Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у многих народов…негласный союз между Богом, человеком и куклой заключен в незапамятные времена : кукла является образом и подобием человека, как человек был образом и подобием Господа. Сущность и назначение древних кукол отражает их японское название - «нинге», что означает «образ человека». В музеях мира хранится множество фигурок ,выполненных из глины, камня, рога и кости ещё в каменном веке. Это предшественники кукол – игрушек: идолы, истуканы, кумиры, божества. В Евразии находят в основном женские статуэтки, созданные примерно 40-12тысяч лет до н. э. У них подчеркнуто толстые животы и большая грудь. По мнению ученых, палеолитических Венер, как их принято называть, почитали как воплощение плодородия и материнства.
На Крайнем Севере археологи обнаружили игрушечную утварь и орудия охоты из кости и рога, которые в новом каменном веке (неолите) использовались для игрового обучения детей. У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол.  Так, у индейцев хопи разрисованные человеческие фигурки из дерева, кости, обожженной глины и растительных материалов одновременно являются и игрушками, и культовыми предметами. Значит, человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 тысяч лет!    Кукла связана с понятиями жизни и смерти; в ней воплотилось свойственное мифологическому мышлению противопоставление мёртвого и живого. Неживая кукла таинственным образом соотносится с живым существом, вызывая в глубинной памяти древние представления о превращении человека в неподвижного истукана и об оживании его мёртвого подобия. Такие взгляды долго сохранялись во многих традиционных культурах.
До недавнего времени на Русском Севере женщины делали кукол – двойников своих мужей, ушедших на службу или на войну, и кукла становилась «хозяином дома», полностью заменяя отсутствующего: её угощали, развлекали, с ней советовались. Когда же хозяин возвращался, куклу сажали в игрушечную лодку и пускали вниз по реке. В Костромской губернии совершали обряд «Девичник»: девушки мастерили из тряпок фигурки солдатиков, изображавших парней, забираемых в рекруты. Кукол прикрепляли к наружной стороне дома, а рядом иногда помещали кукольную фигурку девушки. В этих случаях кукла являлась молчаливым двойником, символическим образом. Если смерть уносила одного за другим членов семьи, в гроб к покойнику клали куклу.
Обрядовую куклу подкладывали в гроб к умершему ребёнку , считавшемуся самым опасным покойником: в куклу должна была перейти его жизненная сила. Воспоминания о таких куклах сохранились в сказках, где рассказывается о куколках - волшебных помощницах. В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать  оставляет дочери бесценное сокровище- куколку.  «Умирая , купчиха призвала к себе дочку, вынула из- под одеяла куклу, отдала ей и сказала : «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай , а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета».
В сказке «Князь Данила Говорило» преследуемая девушка погружается в землю и оставляет вместо себя четырёх куколок, отвечающих преследователю её голосом. Подобные сказки существуют и у других народов. Так в саамской сказке «Акань» (Бабушка) рассказывается о берестяных или бумажных куклах, сделанных бабушкой для любимого внука. Это не просто игрушки: если мальчик не выполняет предписанные родовые правила, то кукла прилипает к его руке и выпивает каплю за каплей всю кровь, возвращая «воду жизни» в общий котёл рода. Если же внук соблюдает правила, то к нему через куклу от бабушки переходит кровь, по представлениям древних – символ жизненной силы. Сказки сохранили отзвуки воспоминаний о важнейшей магической роли куклы в верованиях разных народов. В большинстве случаев куклы связывались с представлениями об умерших родственниках. «Деревянные болваны» или иные куклы считались вместилищем души покойного. Их следовало кормить, и тогда дух умершего, вошедший в куколку как в посредника, помогал живым в земных делах. У некоторых народов, например у японцев, китайцев, индейцев, эти древние представления живы до сих пор.
Кукла помогает поддерживать связь между живыми и мертвыми, существуя на грани двух миров. Издавна  кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации  времени и пространства, играя роль жертвы- заместителя. На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы , олицетворявшей всё старое,- её уничтожение являлось залогом рождения нового. А после сбора урожая на границе лета и осени хоронили соломенную куклу Андропушку и устраивали общую трапезу - так магически прятали до весны силу, сокрытую в хлебном колосе.  
С куклами связаны и другие обряды и поверья. Болгарские крестьяне верили, что если сделать куклу по прозвищу Герман из старого веника, украденного из дома беременной женщины, то можно спастись от засухи. На Руси куклу, как символ продолжения рода подкладывали под матрас  молодожёнам, а для избавления от лихорадки делали двенадцать кукол – трясовиц, называвшихся Трясея, Глазея, Отпея, Аввареюша, Храпюша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея и т.п. Когда скупой хозяин недоплачивал плотникам, построившим ему дом, они прятали под балку маленькую тряпичную куклу. Хозяева не могли жить в этом доме: по ночам им слышался надрывный детский плач, так что приходилось просить у мастеров прощения, после чего те разбирали крышу и вынимали куклу.
Кукла была способна не только помогать, но и причинять зло. Общеизвестно, что она служила инструментом черной магии. Вылепляли их воска изображение человека, которому хотели навредить. Назвав его имя и произнеся заклинание, кололи, жарили, пекли куклу; в результате страшного обряда человек заболевал и умирал. Считается, сто такой смертью умер французский король Карл IX. Свои позиции одного из символов общечеловеческой культуры кукла сдавала очень медлен. Изначально её магическая роль превалировала, хотя и древние цивилизации оставили свидетельства о детских играх и игрушках. Со временем ритуальная магическая роль забывалась, а игровая становилась главной. Так кукла постепенно превратилась в обыкновенную игрушку. Переходя из мистического обряда в детскую игру, от магии и мифа к сказкам и веселым народным балаганам, от  традиционных ремесел к авторским откровениям, кукла, древняя и вечно молодая, рассказывает нам о таинственных началах нашей собственной жизни.
Как кукла, созданная неживой, послушной, может  «оживать»,когда в неё вдохнули дух игры и творчества, так и человек, лишённый Божественной искры, остаётся лишь «мёртвой» механической конструкцией, безропотно следующей инстинктам и обстоятельствам. Ведь только осознанность делает нас  подлинно живыми. Куклы - наши двойники, свидетельствуя о скрещении мира живого и неживого, одухотворённого и механического, своей мнимой жизнью напоминают нам о жизни подлинной и глубокой. Покинув ритуалы и обряды, магия куклы питала литературу и искусство, служа доказательством, что действительность есть мир игры, длящейся без конца, и трудно ответить утвердительно на вопрос, куклы придают людям человечность или, наоборот, люди- куклам.
      
Категория: Для всех взрослых | Добавил: Токсюр
Просмотров: 2270 | Загрузок: 0
Поиск
Наш опрос
Вам приходилось обращаться к психологу?
Всего ответов: 334
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2018