Устойчивый образ себя человек формирует в
течение первых 10 лет жизни. Очень важная составляющая самооценки
закладывается в детстве нашими родителями. В семьях, где ребёнок ощущает
любовь, уважение и поддержку, он вырастет с чувством собственного
достоинства, уверенным в себе и заботливым к близким.
В таких
семьях характерны доверительные отношения, сплочённость и солидарность.
Внимательное и заботливое отношение к ребёнку и к каждому члену семьи,
делает самооценку ребёнка высокой.
На основании самооценки индивид
принимает решения о достижимости собственных целей. Человек с высокой
самооценкой самостоятелен, коммуникабелен, уверен в успехе, восприимчив к
новым идеям. Он смело отстаивает свою позицию, мало занят своими
внутренними проблемами. Человек с высокой самооценкой не застенчив, что
позволяет ему быть более прямолинейным, легко сближается с людьми,
способен к энергичным действиям, активен.
Самооценка ребенка тесно
связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Ребенок
должен чувствовать свою значимость, собственную ценность для людей,
которые призваны заботиться о нем.
На оценку себя влияет мнение
родителей и их действия в отношении ребёнка. Действия, родителей,
которые содержат оттенки равнодушия к ребёнку, снижают его самооценку.
Например, вседозволенность подсознательно воспринимается именно так.
Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключается в
благожелательном отношении родителей к ребенку, готовности принять его
таким, какой он есть, но в то же время, заботиться, обучая и
устанавливая определенные границы.
Ребенок с высокой самооценкой
постоянно испытывает свои возможности, узнавая и оценивая свои сильные и
слабые стороны, ставит более высокие цели и чаще добивается успеха.
Если
взрослые, решая свои повседневные проблемы, принуждают и запугивают
детей, ребёнок вырастет безынициативным и неуверенным в себе.
Основные
требования таких родителей к ребёнку – признать свою незначительность,
признать значение других людей и подстраиваться под них. Ему указывают
его недостатки и объясняют, что он беспомощен и зависим от родителей.
Жалостливые и чересчур заботливые родители тоже подсознательно выражают
своим поведением неспособность ребёнка самостоятельно решать возникающие
задачи.
Они вырастят капризного, неуверенного в себе и
несамостоятельного человека. Нерешительный человек имеет низкую
самооценку — чрезмерная забота внушила ему мысль о том, что он не
справится собственными силами. В работе и в личной жизни его будет
привлекать заботливое внимание к себе.
Проблемы в семье и проблемы
со здоровьем ребёнка тоже делают самооценку низкой. Для детей с
заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в
возможности их достижения.
Люди с низкой самооценкой
чувствительны к критике. Низкая оценка себя часто является причиной
одиночества. Образ себя, сформированный в детстве, создаёт характер
индивида, манеру его поведения, жизненную позицию и счастливое или
несчастное восприятие жизни.
Этот образ оказывает глубокое влияние
на всю нашу жизнь. Каким вы себя представляете, таким и станете. На
оценку себя в течение жизни своим мнением влияет социальная среда, и
влияют собственные взгляды на свои успехи и неудачи. Эти сравнения
формируют в вашем сознании образ себя.
Сформировать желаемый вами образ себя не поздно на любом этапе жизненного пути.
В
психологии бытует мнение, что неприемлемые черты поведения родителей
часто встречаются у выбранного супруга, и причиной тому то, что
подсознание воспринимает черты такого поведения, неявно осознаваемые в
процессе общения с новыми людьми, как норму.
Например, это может
быть агрессивное и властное поведение, эгоизм или склонность к
алкоголизму. Механизм такого выбора кроется, скорее всего, в
проецировании подсознанием мысленного образа раздражающего и
неприемлемого поведения, которое систематически подвергается
осмысливанию и оценке из-за регулярного столкновения с ним.
Образ
неприемлемых качеств в сфере личного общения создаёт в пространстве
вариантов вектор для подбора пары в процессе создания семьи, в выборе
друзей и членов других контактных групп. В результате для общения и для
брака соединяются, казалось бы, несовместимые личности.
В них партнёры привлекли к себе тот образ, который заполняет их сознание неприемлемыми для них чертами.
У каждого есть собственный комплекс взглядов на жизнь, и есть набор того, чего они не приемлют.
Если
ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в
своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на
работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй
половине.
В противоположность негативному влиянию родителей в
предыдущем примере, в семьях с благоприятной атмосферой, характерной
тем, что родители заботливы и уважительно относятся ко всем членам
семьи, дети имеют позитивные установки в поиске и определении своих
контактных групп.
С малых лет нас стимулируют с помощью похвалы и
путём сравнения с другими детьми. Зависимость от этих стимулов остаётся
на всю жизнь.
Нам не хочется, чтобы родители нас сравнивали,
сравнение — это упрёк. Сравнение не помогает нам в наших стремлениях
потому, что не вызывает желание воспринять чьё-то преимущество и
подражать.
Воспитание путём сравнения поощряет подражание, а не
творческий подход. Способ осуждения путём сравнения с другими
воспитывает подсознательное стремление избегать сфер деятельности, где
не гарантирован успех. Метод воспитания сравнением не формирует
самоуважения, он построен на унижении. Кроме того, он способствует тому,
что человек вырастает с чувством недооценённости, обидчивым и
завистливым.
Ребёнок стремится делать то, что нравится взрослым,
за что хвалят. А хвалят, сравнивая с другими. Потребность в похвале и в
сравнении сохраняется всю жизнь.
Хвалить нужно, но не за
подчинение и подражание, а за успехи: за освоение необходимых умений, за
самостоятельность, за стойкость в достижении, доброту, уважение к
другим, сообразительность и за другие полезные качества. Позитивное
стимулирование не только правильно развивает ребёнка, но и учит его
ставить цели, добиваться их достижения и формировать позитивный образ
собственного будущего.
Воспитание качеств, необходимых для жизни
рёбёнка, должно быть нацелено на ценный для него комплекс этих качеств, а
не на спокойствие родителей и их удовольствие от подчинения ребёнка.
Так, например, дети, которые не дрались со сверстниками, вырастают
нерешительными.
Если ребёнок не воспитан на сравнении, то у него
нет потребности хвалиться, высказывая своё преимущество по сравнению с
другими.
Мы бессознательно хотим похвалиться, а о других
отозваться с осуждением. Способ образования собственной ценности за счёт
сравнения себя с другими формирует большую часть самооценки человека.
Большая значимость оценки себя другими, чем собственная оценка делает
человека мнительным.
Мнительность — это чувство, которое
заставляет вас ошибочно полагать, что окружающие считают вас, хуже, чем
вы есть на самом деле. Это чувство и заставляет вас сравнивать и
хвалиться для того, чтобы защитить себя.
Борьба за повышение
собственной значимости путём снижения значимости других – это вредная
привычка. Нужно осознать её вредоносность и с помощью упражнений с
утверждениями постараться эту привычку изжить. Утверждения должны
убеждать в том, что вы ценны и что ваша оценка себя точнее, чем оценка
себя другими. Например, такие: «Я ценен. Я уверен. Я прав».
Ценности
заложенного Вами образа жизни ребёнок воспринимает как норму и
жизненную цель. Ориентиры в жизни, заложенные родителями, и самооценка
ребёнка формируют его образ будущего.
Источник:
Александр Шевкопляс
«Выбери себе судьбу»