Каждый
человек своей способностью мыслить, умением разумно воспринимать
происходящее определяет собственную судьбу. Мы планируем жизнь
самостоятельно. Независимость предоставляет человеку силу для реализации
своих планов, а эта сила дает свободу мышления, когда необходимо
реализовывать свои или бороться с чужими планами. Вся жизнь говорит о
постоянной борьбе, даже если жизненный план человека предопределен
другими или его генетическим кодом. Иногда жизнь человека проходит в
молчании и подчинении. Обычно это становится большим несчастьем. Борьба
таких людей видна только их близким и родственникам. Чаще всего такой
человек прожил жизнь, мистифицируя окружающих, а главное – себя.
Любой
из нас еще в детстве, порой бессознательно мечтает о будущем, как бы
проигрывает свои жизненные сценарии. Наше поведение в быту подчиняется
нашему рассудку, а о будущем мы можем только мечтать: например, каким
окажется муж (жена), сколько будет детей. В дальнейшем все, возможно,
произойдет и не так, как планировалось, но главное, что человек очень
хочет, чтобы его мечты реализовались.
Назовем сценарием план
жизни, который начинает складываться еще в детстве под значительным
влиянием родителей. Этот сильный психологический заряд направляет
человека навстречу судьбе и порой лишает его возможности сопротивляться и
свободно выбирать.
Родительское программирование
Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование. И ребенок принимает его по следующим причинам:
-
Он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось
бы выбирать самому. Все поступки ребенка обычно адресованы родителям.
-
Программирование родителей дает ребенку уже готовый вариант
структурирования своего времени (потому что он будет одобрен
родителями).
- Ребенку нужно просто объяснить, как делать те или
иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях. Узнавать все самому
интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках. Вряд ли
кто-то станет хорошим летчиком, разбив несколько аэропланов. Хирург
нуждается в хорошем преподавателе, а не в возможности бесконечно удалять
аппендициты, пока не поймет сам, в чем его ошибка.
Программируя
жизнь своих детей, родители делятся с ними своим опытом, всем, что они
знают или считают, что знают. Неудачники программируют Неудачников. Если
родители Победители, их программа для судьбы ребенка будет
соответствующей. Модель, рассчитанная на большой срок, обычно имеет
сюжетную линию. Несмотря на то, что Родительское программирование
предопределяет хороший или плохой исход, ребенок может выбрать свою
собственную фабулу.
Первым и самым старым вариантом сценария
является первоначальный «протокол», который поступает в сознание
ребенка, когда мир вокруг для него еще нереален. Он воспринимает
родителей как громадных существ, которые подобно мифологическим титанам
обладают волшебной властью благодаря своим большим размерам.
Судьба человека
Под
сценарием мы понимаем то, что человек собирается сделать в будущем. То,
что получается на самом деле, мы называем жизненным путем. В
определенной степени жизненный путь обусловливается генетически,
обстановкой, которую формируют родители, и всевозможными внешними
причинами. Болезни, трагические случайности, война могут свести на нет
самый подробный, тщательно подготовленный жизненный план. Результат
будет тем же, если «герой» окажется в сценарии незнакомого человека,
например, бродяги, убийцы, лихача. Сочетание таких факторов может
сделать невозможным движение по определенной линии и даже предопределить
жизненную драму.
Можно указать множество сил, которые определяют судьбу человека:
- программирование родителей, которое подкрепляется внутренним «голосом», прозванным в древности «демоном»;
- конструктивное родительское программирование, обусловленное течением жизни, которое называется натурой или природой;
- внешние обстоятельства, которые по традиции мы называем судьбой;
-
независимые стремления,которые древние не наделили человеческим именем,
потому что это всегда относилось только к богам и королям.
Результатом
влияния этих сил и становятся всевозможные типы жизненного пути,
комбинации которых приводят к данному варианту судьбы: сценарному,
несценарному, подневольному или свободному.
Воздействие предков
Многие
жизненные сценарии обязаны своим появлением на свет ранним поколениям
тех семейств, у которых история предков зафиксирована письменно, как это
бывает у царственных особ. В этом случае мы имеем возможность
обратиться к прошлому и проанализировать воздействие дедушек и бабушек,
живых или давно умерших, на жизнь внуков. (Неспроста ведь появилась
старинная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает».)
В раннем
детстве многие хотят непременно походить на родителей. Это влияет на
жизненные сценарии. И если человек испытывает чувство гордости за
прародителей и сообщает «Мои предки царствовали в Ирландии», то можно не
сомневаться, что этот человек настроен следовать по стопам своих
предков, то есть, намерен добиться исключительных успехов.
Как
правило, дети в своих семьях повторяют родительские сценарии. Лучше
всего это видно на таком простом примере, как количество и порядок
следования детей в семье. Пол ребенка еще не возможно регулировать,
поэтому это единственное, что предоставляет лазейку для нарушения
повтора сценариев от поколения к поколению, что дает возможность хоть
кому-нибудь из детей начать все сначала. Скрупулезное изучение
нескольких поколений семьи дает удивительно много «совпадений». Если,
например, у семьи три ребенка, то здесь очень большая вероятность того,
что у каждого из них будет по трое детей, и, скорее всего с той же
разницей в возрасте.
Антисценарий
В юности большинство
молодых людей мечутся между сценарием и антисценарием. Юноша может
пытаться следовать родительским предписаниям, потом восстать против них и
позднее выяснить, что все это заключено в его сценарной программе.
Поняв бесполезность своих попыток освободиться, он опять станет жить,
как было предписано. Ко времени окончания колледжа или к концу службы в
армии он может принять конкретное решение: строго держаться родительских
предписаний или выбрать свой сценарный путь.
Именно в юности
человек первый раз осознает возможность своего выбора. К сожалению, эта
самостоятельность может оказаться мнимой. Если проводить аналогию между
сценарием и компьютерной перфокартой, можно сказать, что антисценарий -
та же самая карта, только с обратной стороны. Возможно, эта аналогия
груба, но она хорошо отражает суть дела. Разве мы не знаем случаев,
когда мать просит сына: «Учись хорошо», и сын совсем бросает учебу.
Начинаешь думать, что он решил любым способом стать неудачником.
Но,
превратившись в неудачника, он все время обращается к сценарной
программе. Выясняется, что, не слушаясь мать, он следует родительской
программе так же точно, как если бы выполнял все материнские советы. В
том случае, если свобода приносит поражение, она мнимая. Когда человек
только переворачивает перфокарту на обратную сторону, он все равно
следует программе. Если он не разорвал карту вообще, а только перевернул
ее, он следует антисценарию.
Сценарный финал
Трагические
финалы, часто встречающиеся в жизни, можно отнести к четырем основным
видам плохого сценария: одиночество, бродяжничество, безумие, смерть.
Наркотики и алкоголь могут привести к любому из перечисленных вариантов.
Ребенок способен перевести родительские указания на свой язык, подойти к
ним со своей точки зрения и порой использовать их в своих целях. Когда
мать предсказывает детям, что их жизнь окончится в сумасшедшем доме, так
оно и будет. Вот только девочки обычно становятся пациентками, а
мальчики - врачами.
В сущности, дети находятся в плену у своих
родителей, потому что они могут сделать из них все, что захотят.
Например, девочке могут постоянно говорить, что она истеричка, плакса и
все время себя жалеет. Прекрасно зная ее слабые места, родители мучают
ее при гостях, доводя до слез. Если ей уже внушили, что слезы являются
признаком жалости к себе, то она пробует сдержаться. Но когда ей станет
невмоготу, ее плач будет сродни припадку.
Насилие - тоже способ
подведения итогов. Оно присутствует в сценариях, которые мы назовем
«телесными». Эти сценарии отличаются от остальных тем, что в них
разменной монетой является жизнь человека. Ребенок, бывший свидетелем
кровопролития, перенесший сам или причинивший другому увечье, отличается
от других детей. Ему уже не стать прежним.
Если с детства ребенок
был предоставлен самому себе, его всегда будут беспокоить деньги. Это
станет главной «валютой», в которой будет реализовываться его сценарий и
выражаться итог. Когда родители постоянно ругают ребенка и даже на
словах желают его смерти, то «валютой» сценария будут именно эти слова.
Так
что делает победителей победителями - сценарий или возможность
осуществить самостоятельный выбор? Об этом можно спорить. Но то, что
неудачников создает родительское программирование и свой внутренний
«дьявол», не подлежит сомнению. В жизни неудачника хорошо
просматривается ее сценарная сущность, потому что она имеет стандартный
конец.
«Запрограммированными» могут быть и победители. Слова
«Стань великим!» звучат как благословение. Предписания позволяют
сориентироваться, а не просто запрещают: «Не стань эгоистом!», а толчки
поощряют: «Неплохо сделано!» Если есть такие благожелательные
предписания и позволения, ребенок должен только совладать с «дьяволом»,
который скрыт в его тайном первоначальном сознании.
Финал сценария
человеческой жизни предсказывается или предписывается родителями, но он
не будет реализовываться, пока ребенок его не признает.
http://www.ulstu.ru/main/view/article/9586