Оказывается, все дети
предпочитают использовать для познания мира и самовыражения преимущественно
один из основных каналов связи: слово, знак, цвет или звук. Это во многом
связано с тем, какое полушарие доминирует в мозгу у малыша: левое
(аналитическое) или правое (интуитивно-образное).
Хотя, конечно, не стоит
стремиться впихнуть малыша в прокрустово ложе психологической классификации.
Просто попытайтесь определить: что можно сделать, чтобы понять своего ребенка.
Ребенок
слова
Он очень рано начинает говорить,
причем не пытается имитировать отдельные слова, а стремится воспроизвести поток
речи, из которого постепенно начинают выделяться слова. Обладая не по возрасту
развитой речью, малыш стремится к общению со взрослыми, но если у него есть
братья или сестры погодки, может надолго задержаться на стадии «своего» языка,
на котором они будут вести друг с другом долгие таинственные беседы. Внимательно
выслушивайте лепет малыша, отвечайте ему без сюсюканья и упрощения, грамотным
языком, как будто немного опережая его речевые и психологические возможности.
Ваш кроха, как никто другой, с младенчества нуждается в задушевных разговорах,
интеллектуальных беседах или болтовне ни о чем. Хотя «ребенок слова» рано и без
особого обучения начинает читать самостоятельно, он обожает, когда ему читают
вслух и еще долго нуждается в этом. «Словесные» дети довольно легко осваивают иностранные
языки методом погружения, но вот традиционная методика, построенная в основном
на заучивании грамматики и слов, для них не подходит. Если есть такая
возможность, постарайтесь отдать своего кроху на хорошие курсы, где занятия
ведут носители языка. Нельзя сказать, что у таких малышей нет математических
способностей. Но именно у «детей слова» чаще всего возникают проблемы с точными
науками. Стоит еще до школы познакомить ребенка с понятием числа и количества,
научить его основным навыкам устного счета (в этом вам очень помогут
математические пособия типа «Моя первая тысяча»). Главная проблема «детей слова»
— увлечение текстом задачи. Покажите своему малышу, как можно уйти от текста,
например, при помощи таблицы или схемы. «Ребенок слова» очень доверчив: слово
для него настолько весомо, что ваш кроха будет до последнего искренне верить в
Деда Мороза или волшебную палочку, если вы убедите его в их существовании. Но
при этом именно среди таких детишек встречаются просто виртуозные врунишки,
которым наивно верят даже искушенные взрослые. В принципе такое вранье невинно
и бескорыстно. Если ребенок счастлив, у него есть друзья и возможность
заниматься творчеством, вранье пройдет само собой. Если вашему малышу посчастливится
и он найдет себе приятеля такого же склада характера, они будут с наслаждением
играть в хитроумные игры и подолгу беседовать на самые разные темы. Если настоящий
друг в жизни не встретится, будьте готовы к появлению «виртуального» приятеля,
о жизни и приключениях которого вам придется слушать не один год. В этом нет ничего
страшного, но если ваш малыш уж слишком погрузился в воображаемый мир,
постарайтесь подыскать для него достойную компанию. Такие дети начисто лишены
азарта и редко добиваются спортивных успехов, не интересуются играми,
построенными на соревновании.
Ребенок
знака
Это полная противоположность «ребенку
слова». Он не торопится с речью: помалкивая до поры до времени, накапливает
информацию о языке, зато потом почти сразу начинает говорить фразами. Но вам
все равно нужно беседовать с крохой: ведь ему необходимо как следует «изучить»
язык. Побольше читайте молчунам: они обладают великолепной памятью и,
заговорив, вскоре начнут рассказывать стихи и сказки, которые слышали давным-давно.
«Дети знака» очень редко испытывают трудности при обучении чтению, но иногда им
нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Маленькие аналитики обожают
сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы,
увлекаются литературными парадоксами в духе Кэрролла и Милна. Практически все
дети этого типа любят читать энциклопедии.
Следите, чтобы они полностью не
заменили малышу художественную литературу и не затормозили его эмоциональное
развитие. Стихия «детей знака» — карты и таблицы. И лучший способ научить их
чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. «Дети знака» обожают
придумывать тайные государства, им нравятся сложные логические игры. Научите
своего маленького умника играть в шахматы, и, пока вы не перестанете интересовать
его в качестве противника, у вас будет прекрасный повод для регулярного общения
со своим чадом. «Ребенок знака» без труда выучивает иностранный язык, с
легкостью усваивает грамматику. Правда, навыки устной речи на иностранном языке
такие дети приобретают довольно медленно. «Дети знака» — прирожденные изобретатели,
и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы.
Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, определите их как
можно раньше в кружок юных техников. Малыши этого типа крайне азартны, их
следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они склонны подолгу
просиживать перед экраном. «Ребенок знака» любит музыкальные занятия: ему легко
дается нотная грамота, доставляет удовольствие овладение сложным инструментом,
но такие дети редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них
получаются великолепные композиторы. Не надо думать, что эти малыши — законченные
прагматики. Они мечтают о далеких путешествиях, полетах в иные миры. За
неимением лучшего, отправляются исследовать окрестные чердаки и подвалы.
Примирить их с действительностью может геологический кружок или туристическая
секция. Кроме того, благодаря азарту и воле к победе они могут стать отличными
спортсменами.
«Дети знака» не склонны что бы то
ни было принимать на веру, здравый смысл не позволяет им долго верить в волшебство,
и не удивляйтесь, если, получив от вас авторитетный ответ на вопрос, чадо
отправится сверять его с энциклопедией. Хотя их комнаты и письменные столы
выглядят как вулканы после извержения, в этом хаосе есть тщательно продуманная
закономерность, и нет худшего наказания для малыша, чем заставить его «разложить
все по местам» или тем более «выбросить сейчас же всю эту дрянь». Эти дети
обожают все, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным
подарком для них станут компас, бинокль или микроскоп. Такие дети очень
педантичны, честны и пунктуальны. Они буквально понимают все что им говорят
(ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте сдержанны, критикуя их,
ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать эмоциональных оценок.
Ребенок
звука
«Ребенок звука» — это совершенно
особый мир. Едва появившись на свет, он заявляет о своей артистичности и
неординарности. Обладая великолепным слухом, малыш копирует любые звуки — от
жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха с
мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для бабушки приберечь
что-нибудь особенное. Поэтому не забывайте старую истину, что короля играет
свита. Это поможет вам скорректировать непростое поведение малыша. И не давайте
себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ злодея, а назавтра захотело
поиграть в ангела или инсценировать комедию «Мнимый больной». «Ребенок звука»
рано начинает говорить, но не слишком заботится о качестве речи, может долго
сюсюкать и коверкать слова. Такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Они обычно
любят, когда им читают вслух, обожают слушать кассеты с литературными
спектаклями и детскими песнями, но довольно поздно начинают читать сами: для «детей
звука» звучащее слово гораздо важнее, чем написанное. У малыша могут возникнуть
проблемы при обучении чтению и письму. Чтобы их избежать, можно позаниматься по
кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе
буквы и склады пропеваются на различные мелодии.
Но иногда «дети звука» не выносят схемы и таблицы (а они очень важны при этой
методике), тогда не настаивайте. Малыш освоит грамоту, хотя и чуть позднее
других детей, а насилие в общении с чувствительными «детьми звука» неприемлемо.
Впечатлительный «ребенок звука» не любит ужастики и захватывающие приключения,
ему больше по душе книжки типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов».
Но если вы не будете форсировать события, придет время для «Острова сокровищ» и
«Трех мушкетеров». У «ребенка звука» образное мышление доминирует над аналитическим,
и в занятиях, требующих смекалки и логики, он может отставать от сверстников.
Не расстраивайтесь: у него есть такие дарования, которые даны не многим. И со
временем он нагонит и даже перегонит сверстников. Нужно только, чтобы в раннем
детстве ему не привили отвращения к учебе. Малышу необходимы поддержка и понимание
родителей, которые будут снисходительно относиться к его неудачам и стараться
адаптировать стандартную программу к нестандартному мышлению своего ребенка. «Дети
звука» легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне
ее редко в совершенстве овладевают ими. Идеальным вариантом для них были бы
прогулочные группы, в которых говорят на иностранном языке. Другой гораздо
более доступный вариант — кассеты с мультиками и песенками на иностранных
языках.
«Ребенок звука» с легкостью
схватывает на слух любые объяснения. Кроме того, он необычайно музыкален и
артистичен. Его с радостью встретят в музыкальной или танцевальной школе. Но не
торопитесь с этим: одаренного ребенка учитель будет гнать вперед. Начав учиться
музыке в пять лет, к семи годам он будет вынужден играть произведения, к
исполнению которых не готов ни морально, ни физически. Кроме того, участие в
конкурсах и концертах может привести и без того неуравновешенного малыша к нервным
срывам. Если ребенок жить не может без музыки, запишите его в хоровую студию
(там нет жестких требований), фольклорный коллектив, отдайте заниматься танцами
по системе Дункан. Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Обычно это театр
одного актера, который одновременно будет и режиссером. У «детей звука»
великолепная слуховая память, они помнят десятки стихотворений и песен и с
удовольствием демонстрируют свои таланты. И девочки, и мальчики этого типа
любят играть в куклы. Если кукол не окажется, они разыграют целое
представление, актерами в котором будут фломастеры или прищепки. К логическим
играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно
равнодушны.
Ребенок
цвета
Эти малыши, кажется, рождаются с
карандашом в руках и тут же начинают покрывать шедеврами все доступное им
пространство: обои, пол и собственный живот... Вообще хорошо рисуют все дети
(потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и учителя).
Но именно для «ребенка цвета» рисование — главный канал связи с миром. Как ни
странно, именно про этих детей часто говорят, что они плохо рисуют: живописный
и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его
конкретизировать, не торопятся передавать сходство с реальным предметом. Если
им не мешать, они долго остаются абстракционистами, но у них с самого раннего
детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они с легкостью
овладеют художественной техникой. Если музыке детей надо начинать учить
достаточно рано, то с рисованием все наоборот. До двенадцати лет не стоит
показывать детям профессиональные приемы рисунка и живописи, объяснять им законы
композиции и перспективы, требовать соблюдения пропорций. Детский рисунок — это
отражение сложных психических процессов, вторгаясь в них, мы можем отбить у
малыша желание заниматься творчеством. Порой это даже приводит к эмоциональным
срывам. Вообще же «дети цвета», как правило, уравновешенны и обладают хорошей
нервной системой. Может, потому, что они выплескивают в рисунок все свои
стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет,
он, вряд ли, доставит своим родителям много хлопот. «Ребенок цвета» обычно
молчалив и не очень рано начинает говорить, ведь речь для него — не самый
важный канал связи. Но постоянная работа карандашом и кистью или возня с
пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что благотворно влияет на
развитие речи. Видимо, именно поэтому у много рисующих детишек редко
встречаются серьезные логопедические дефекты, они легко овладевают чтением и
без особых проблем учатся письму.
Такие дети обладают великолепной
зрительной памятью. Поэтому им нужны красочные словари и атласы, качественные
наглядные пособия, необходимы яркая, образная подача материала, опыты, работа с
муляжами, гербариями, хорошие учебные фильмы. Хотя «ребенок цвета» может много
и с увлечением читать, чтение для него — лишь материал для творчества, источник
вдохновения. «Дети цвета» обожают мастерить и в самые немыслимые предметы и
материалы ухитряются вдохнуть жизнь и превратить их в произведение искусства. Родителям
нужно научиться видеть шедевры малыша его глазами и восхищаться ими. Маленькому
художнику просто необходимо общество себе подобных, поэтому постарайтесь найти
хорошую изостудию, где умный и талантливый педагог создаст неповторимую
творческую атмосферу, придаст вашему малышу уверенности в себе. Но следите,
чтобы педагог не исправлял работы и не заставлял детей что-то копировать,
раскрашивать или рисовать «по-взрослому».
Мы все неповторимы
Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет скорее о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяет его личность. Может случиться, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов, или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз
подтверждает, что каждый человек уникален и не укладывается ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним, чтобы понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная личность.
Ася Штейн
Подготовлено по материалам журнала «Мой ребенок»