Центр психологического консультирования и детского развития "Грааль"

Меню сайта
Категории раздела
Для мам и пап [29]
Для всех взрослых [55]
Для детей [3]
Книжная полка [5]
Книги от логопеда [4]
Объявления
Материалов за текущий период нет.
Наши новости
Материалов за текущий период нет.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Для мам и пап

Социально-психологическая готовность ребёнка к школе
03.04.2010, 09:11
Социально-психологическая готовность ребенка к школе

Социально – психологическая готовность предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы успешно общаться с другими детьми и учителем. Попадая в новое социальное пространство, ребенок оказывается включенным в структуру совместной деятельности. Дети заняты общим делом, и ему необходимо владеть достаточно гибкими способами установления отношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный компонент включает в себя развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель и родители выражают недовольство их поведением. Они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. Далее представлены наиболее типичные последствия, которые возникают у детей с низким уровнем социально – психологической готовности.

1.Неуверенность в себе

Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ребенка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенность в себе часто вызывает трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.
Неуверенному в себе ребенку сложно отвечать у доски. Любое ответственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него волнение, ухудшающее результаты. Поэтому у таких детей часто возникает парадоксальная зависимость между значимостью работы и ее результатом: чем важнее выполняемое задание, тем ниже результат.
Рекомендации. По отношению к такому ребенку важно строжайшее соблюдение правил «безболезненного» оценивания. Учитель должен приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребенка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчеркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком настрое реальный результат работы ребенка оказывается выше, чем, если ученик придает этой работе особо большое значение. Для неуверенного в себе ребенка ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать его к доске следует только в том случае, если учитель точно знает, что материал ребенку очень хорошо знаком. Но даже в этом случае надо давать ему достаточно времени, чтобы преодолеть волнение, «собраться с мыслями».

2.Повышенная потребность во внимании

Ребенок с такими эмоциональными особенностями характеризуется стремлением все время находиться в центре всеобщего внимания. В общении главным становится произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей). Трудности в воспитании такого ребенка вызваны тем, что для привлечения внимания он может использовать самые разные средства - от вызывающего поведения и «истерик» до подчеркнутой застенчивости (когда ребенок как бы говорит: «посмотрите, как я стесняюсь!»). Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений в какой – либо области, короче говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания.
Рекомендации. Ребенку с повышенной потребностью во внимании необходима сфера, в которой он может удовлетворить ее. В данном случае особо благоприятны, а иногда практически незаменимы театральные занятия. Такой ребенок все время играет какую-то роль вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.
Если ребенок с повышенной потребностью во внимании постоянно нарушает школьные правила, то основные рекомендации следующие. Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае «фокусов» - все замечания свести к минимуму. Главное свести к минимуму эмоциональность реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Активно эмоциональное отношение к проделкам такого «негативиста» - это фактически не наказание, а поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения взрослых.

3.Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребенка характерны высокая импульсивность, подвижность, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного задания на другое, хотя может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.
Рекомендации. Ребенок с повышенной двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставаться без внимания и уж во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.

4.Трудности в переключении с одной деятельности на другую

Ребенок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует высокий уровень активности. Стремление все делать «так, как надо». Такому ребенку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое до конца. Такой ребенок, как правило, стремится к лидерству, но не достаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно-раздраженное, озлобленное состояние.
Рекомендации. Детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, так как после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, невысока, что позволяет удлинять занятия.

5.Замедленность темпа деятельности

В этих случаях ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как «лень».
Рекомендации. Эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объем работы. Следовательно, объем домашнего задания можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано все, но скверно.

6.Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в тоже время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточно внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.
В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к проблемам в знаниях.
Рекомендации. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать. Дать возможность ребенку развернуть вовне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

7.Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан, прежде всего, с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь – важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т.д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического – Это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.
Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности.
Рекомендации. Больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
Категория: Для мам и пап | Добавил: Токсюр
Просмотров: 1134 | Загрузок: 0
Поиск
Наш опрос
Вам приходилось обращаться к психологу?
Всего ответов: 348
Информер праздники сегодня

Copyright MyCorp © 2024